DALILA
24.4.2009, 8:17
Особенности детской комнаты
...Создание в детской комнате комфорта и привлекательности, которые предусматривают все пути развития и взросления вашего ребенка, является поистине благородным и ответственным делом.
Детская комната имеет неограниченное количество функций. Это и парк развлечений, и научная лаборатория, и мастерская, и классная комната, и оздоровительный центр, и "лазарет", и клуб для общения и дискуссий, и склад, и театр грез. К тому же, она подвергается периодическим преобразованиям: от мира мягких плюшевых "мишек", резиновых игрушек и надувных мячей через конструирование и моделирование к плакатам, вымпелам, стерео и видео.
Проектирование и планирование детской комнаты — это прекрасная возможность для совместного семейного творчества, где каждый может найти применение своим способностям, проявить индивидуальность и изобретательность. Детская фантазия об руку с рационализмом родителей, поверьте, приведет к самым неожиданным и удивительным результатам.
Необходимо учесть, что детская комната нуждается в изменении и редекорировании как минимум три раза в течение жизни ребенка в доме: когда ребенок "пошел" (2 — 3 года), во время начала школьной жизни (когда ребенку 4 — 6 лет) и в тот период, когда ваш ребенок становится тем, что сейчас принято называть тинэйджером (от 10 до 13 лет, в зависимости от его физического и психического развития). Если вы с вашим ребенком решили основательно реконструировать комнату, рассматривайте ваш план под двумя углами зрения. Проанализируйте, во-первых, пространство вокруг, и во-вторых, содержимое, которое заполнит это пространство, включая как всю мебель, так и отделку стен, пола и потолка. Например, дошкольник нуждается в большом и безграничном пространстве для его спонтанных физических упражнений, поэтому пол должен по возможности содержаться в чистоте и быть свободным от неожиданных мебельных помех и препятствий.
В школьные годы ребенок ориентируется на другие специфические задания и упражнения, что требует соответственно и мебели функционального назначения (письменный стол, книжная полка) и как результат, чем старше становится ребенок, тем менее важным становится пространство пола. Эта тенденция продолжается и в подростковом возрасте.
Организуйте пространство детской комнаты согласно различным функциям, которые оно выполняет. Выделение особого, отдельного места для сна, одевания, игр и учебы, позволит с максимальной эффективностью вести каждый из этих видов деятельности, а комнате придаст изящный и аккуратный внешний вид.
Если у вас в детской комнате живут двое детей или более, очень важно придумать пути для определения каждому ребенку личной территории. Известно, что наши жилищные условия не всегда позволяют "развернуться", но как минимум, у ребенка должен быть свой "уголок" или шкафчик — то, что он может назвать своим.
Первичный фактор в планировании любой детской комнаты — это обеспечение здоровья и безопасности ребенка. Хорошенько убедитесь, что комната достаточно обогревается и проветривается. Проконтролируйте окна, дверные проемы, розетки, обогреватели, осветительные приборы для предотвращения возможного риска.
Содержимое детской комнаты должно быть износостойким, выдерживать не всегда бережное отношение. Мебель должна быть прочной, легкой для чистки и не быть причиной для повреждения (следует избегать легко скользящих ковров или мебели с острыми углами).
Если ваш ребенок еще маленький, вы можете встроить прямо в стену доску для рисования (мелом или маркером), что сохранит ваши обои от детских каракулей.
Цвет является жизненным инструментом успеха детской комнаты:
-Вы хотите сделать комнату больше?
Используйте мягкие, светлые тона на стенах или обои с мелким рисунком.
-Вы стремитесь зрительно уменьшить комнату?
Выберите отчетливый, вибрирующий тон на стенах или обои с крупным рисунком.
-Вы хотите, чтобы комната стала теплее?
Тогда вам подойдет красный, оранжевый, желтый или изумрудно зеленый.
-Холоднее?
Темно-зеленый, голубой, серый или фиолетовый.
Мебель в детской комнате неизбежно имеет короткую жизнь. Дети чувствуют себя уютно, когда их окружают предметы соизмеримые с их собственными "габаритами" и поэтому, по мере роста ребенка, должна "расти" и мебель. Не всегда есть возможность поменять мебель на новую: одним из вариантов может стать составная постель, которую можно удлинять по мере роста ребенка. К тому же, довольно часто "изнашиваются" и меняются детские вкусы и увлечения. Иногда возникшие интересы требуют и новой мебели, так, например, шкафчик для хранения снаряжения восходящей звезды по бегу на роликовых коньках или дополнительный книжный шкаф для страстного книголюба. Из-за этих постоянных перемен нерациональным становится заполнять комнату большим количеством мебели одного особого стиля. Мебель должна быть легковесной и свободно двигаться, так, чтобы ребенок сам мог сделать перестановку в зависимости от настроения и обстоятельств.
Если комната на двоих, мебель может иметь цветной код, указывающий на принадлежность и собственность каждого ребенка. Этот цвет можно "продлить" на вешалках в шкафу, выдвижных ящиках в бюро, полках, покрывалах и постельном белье. Вы также можете использовать мебель для разделения комнаты на отдельные сектора. Для этой цели чаще всего используется шкаф, но вы можете найти нетрадиционное решение, например, разделив комнату с помощью жалюзи.
И еще одно условие. Комната вашего ребенка не должна быть отдельным островком, а гармонично сочетаться со всеми комнатами в доме.
DALILA
5.5.2009, 16:06
Как устроить детскую комнату
Все папы и мамы мечтают о том, чтобы у их «чадика» был собственный уголок в квартире. А еще лучше - комната, благо в наше время отдельная детская уже не редкость. Так что дело за малым: обустроить ее по всем правилам.
РАЗЛОЖИМ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ
МЕБЕЛЬ. Классический (он же оптимальный) вариант - это стол, шкаф, комод с выдвижными ящиками, полки или стеллажи. Последние очень удобны тем, что занимают мало места и при этом достаточно вместительны. В них можно впихнуть не только обязательные книжки, игрушки, но и множество мелочей, без которых ребячья жизнь скучна и бессмысленна.
ПОЛ. Он должен быть теплым, нескользким и гигиеничным. Всем этим условиям соответствует, к примеру, ламинированный паркет. Также можно использовать линолеум или пробку. А вот коврам и ковровым покрытиям в детской не место. В них месяцами способны сохраняться различные микробы: стафилококки, стрептококки, сальмонеллы, дифтерийная палочка и всякая прочая недружелюбная «живность».
ЦВЕТ. Огромное значение имеет цвет обоев и мебели. Так, например, большое количество белого, серого и «металлика» вызывает уныние. И если ваше подрастающее поколение и без того склонно к периодическим уходам «в себя», - подобного колера лучше избегать. Куда лучше подойдут жизнеутверждающий оранжевый или солнечно-желтый. А вот в комнате, где обитает активный ребенок, «раскраска» стен, наоборот, должна быть уравновешенной, без резких контрастов. Помните: желтые, салатные, розовые оттенки, как и тона натурального дерева, стабилизируют настроение, вселяют оптимизм. Зеленый возбуждает аппетит, а оранжевый побуждает к общению. Главное - не переусердствовать.
СВЕТ. Освещение детской должно быть мягким и дружелюбным. Не стоит использовать лампы с абажуром из прозрачного стекла: они утомляют глаза. Лучше предпочесть молочно-белые плафоны, дающие равномерно рассеянный свет. И не забудьте, что для создания в комнате комфорта и уюта необходимо не менее трех источников света, расположенных на разных уровнях.
«ФЭН-ШУЙ» ПО-ДЕТСКИ
А теперь несколько советов для поклонников фэн-шуя:
1. Выбирая «пространство для роста», учтите, что слишком большое помещение может вызывать у дитяти ощущение незащищенности, а слишком маленькое - задавленности. Что самое благоприятное место для детской - середина квартиры. И что «жилище» малыша желательно располагать возле спальни родителей или няни.
2. Уравновешенным детям больше подойдет восточный сектор квартиры. Эта сторона света олицетворяет процесс развития. В то время как гиперэнергичные ребятишки комфортнее чувствуют себя в западном секторе.
3. Рост вашего чада не должны ограничивать никакие факторы: тяжелые темные предметы интерьера, слишком низкий потолок, плохое освещение комнаты. Даже заглядывающие в окна сухие ветви и голые стволы деревьев могут плохо сказаться на эмоциональном развитии малыша и его настроении.
4. Когда школяр сидит за письменным столом, его не должны «атаковать» никакие углы. А чтобы в голове не гулял ветер и легче было сосредоточиться, не ставьте стол на сквозняке, особенно энергетическом (расположение на линии дверь - окно).
5. За успехи в учебе и развитие интеллекта «отвечает» северо-восток. Укрепить этот сектор детской можно с помощью кристаллов. Так что небольшая коллекция минералов, хрусталя или кварца способна не только украсить интерьер, но и сослужить добрую службу.
6. А вот чтобы помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, обратите внимание на юго-запад. Здесь хорошо «работают» любые парные предметы: подсвечники, куклы, настенные маски или декоративные статуэтки.
МЕЛОЧИ СО СМЫСЛОМ
ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Выделите в комнате пару полок… и смело ссылайте сюда всевозможные предметы, необходимые для удовлетворения детской любознательности: магниты, неработающие телефоны, увеличительные стекла, бинокли, калькулятор… То есть, все то, что уже не жалко раскрутить, расчленить и доломать, дабы понять, как оно устроено. Это не только направит познавательную активность малыша в конструктивное русло, но и сбережет более дорогие вашему сердцу предметы.
МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ. Вам понадобится настоящий мешочек и энное количество цветных камушек или крупных пуговиц. Дальше - просто: помыл ребятенок свою чашку - бросьте вместе с ним в мешочек светлую пуговицу, подвесил кота за хвост - темную. При этом обязательно объясняйте ему, почему поступок считается хорошим или плохим. Подсчет «добра» и «зла» производится сообща в конце недели.
ШКАФ НАХОДОК. Пусть это будет даже не шкаф, а специально отведенная полочка, на которую ваш «почемучка», а еще лучше - все члены семьи, будут приносить и складывать все необычное, что нашли в окружающем мире: разноцветный камушек, интересный корень дерева, красивый лист и т.д. Это позволит развить наблюдательность и фантазию.
УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ. В такой уголок взрослые и дети относят все, что нашли лежащим не на месте: от плюшевого зайца до папиной ручки и дедушкиных тапок. Это окажет неоценимую помощь, как в поиске пропавших вещей, так и в воспитании собранности. Кстати, не только ребенка, но и вашей собственной.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Все дети любят рисовать. Это аксиома. Так что, даже если из вашего Коли, Вани, Пети никогда не получится Ван Гога, или… тьфу, тьфу, Сальвадора Дали, - это не повод отказывать ему в законной радости. Создать условия для творчества очень просто: на одну из стен крепится пара больших листов ватмана, а рядом кладутся карандаши и краски. Все. Теперь, главное, не забывать время от времени менять «полотна» и восхищаться «шедеврами». Так что всего вам хорошего, дерзайте!
По материалам прессы
DALILA
21.10.2009, 9:55
Подготавливаем детскую комнату: зонирование пространства.
Зонирование пространства – это деление интерьера детской комнаты на зоны, соответствующие различным аспектам развития той или иной сферы личности ребенка. Каждая зона должна максимально соответствовать своему функциональному назначению.
Детская комната – это пространство, в котором ребенок проводит довольно большую часть своего времени, там он будет играть, заниматься учебой и физкультурой, отдыхать и засыпать. Поэтому такое деление очень важно, так как оно помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность ребенка, а также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в одной конкретной сфере. Большое значение имеет, какие цвета, объекты, игрушки, освещение и т.п. будут подобраны для каждой отдельной зоны и каким образом она будет организована.
Ожидая появления малыша, позаботьтесь заранее о том маленьком мире, в котором он будет жить все последующее время – его детской комнате. Как правило, среднестатистический житель делает ремонт примерно не чаще, чем раз в семь-десять лет. Поэтому, подготавливая детскую комнату, учитывайте, что ваш ребенок пройдет в ней несколько ступеней своего развития: от момента полной несамостоятельности, через игру и освоение простых действий человеческой жизнедеятельности, до начала учебы в подготовительных классах и группах, а затем и школе. При этом вы можете что-то менять, приносить и убирать (например, кровати, столики, ковры, игрушки), но основной принцип планировки лучше предусмотреть заранее.
Спальная зона. Здесь нужно минимум света, и он должен быть мягким и приглушенным. Можно дополнительно сделать зеленую подсветку – этот цвет расслабляет, способствует засыпанию. Для стен, мебели, постельного белья также подойдут различные оттенки зеленого и голубого – главное чтобы цвета были спокойные, ненавязчивые. Многие замечают, что дети боятся большого пространства над своей кроватью, они хотят спрятаться в «норку», чтобы чувствовать себя в безопасности во время сна. Поэтому кровать можно накрыть балдахином, сделать навес или закрыть вуалью. Чтобы было не страшно, а наоборот интересно, потолок делают в виде ночного неба со звездами, месяцем, облаками или даже другими планетами. Благодаря этому, ребенок быстро научиться понимать, что и как расположено на небе, когда луна сменяет солнце, а после того, как погасят свет, в его комнате не будет абсолютной темноты, и ему будет не так страшно оставаться одному и засыпать.
Игровая зона. В игровом пространстве нужно задействовать всю цветовую палитру, особенно яркие и насыщенные цвета – это будет совпадать с характером деятельности маленьких детей, стимулировать активность и поднимать настроение. Игровая зона также требует обильного освещения. Для пола в этом месте подойдут ковры или ковровые покрытия антистатичные и приятные на ощупь, так как ребенок во время игры будет ползать и много сидеть на них. Среди игрушек у детей обязательно должны быть: большие мягкие животные – они успокаивают, дарят тепло; много разных мелочей – игра с ними развивает мелкую моторику, учит аккуратности и усидчивости, активизирует систематическое мышление и комбинаторские способности; конструкторы и сборно-разборные предметы разовьют логику и сообразительность.
При этом будьте внимательны! В первое время не стелите мягких и пушистых ковров – учиться ходить ребенку лучше на твердом покрытии: паркете или ламинате. Мелкие игрушки и разные детальки пускайте в его обиход только после трехлетнего возраста, иначе они могут попасть ему в рот или нос. Если найдете интересные маленькие игрушки и захотите дать их ребенку – делайте это только под собственным присмотром.
Не стоит забывать, что в игре дети осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, поэтому постарайтесь наполнить их игровую среду различными предметами, так или иначе связанными с взрослой жизнедеятельностью.
* Для девочек обязательно сделайте маленькую кухню с плитой, столиком, посудой и салфетками – маленькая женщина должна учиться вести хозяйство. Дайте возможность вашей дочке тоже заботиться о малыше – для этого нужна игрушечная кроватка, коляска, пеленки, соски и бутылочки, и собственно сами куклы. Не забудьте повесить зеркало – девочка всегда будет играть в наряды и делать прически.
* Для мальчиков поставьте разнообразные конструкторы, игрушки, связанные со строительством, купите наборы инструментов. Можно придумать мини-автопарк или гараж: для этого нужно прочное покрытие, по которому могут кататься машинки, и достаточное пространство для движения.
* Сделайте в игровой зоне «живой уголок» – это поможет развивать в вашем ребенке доброту, заботу и ответственность. Туда можно поместить домашних животных: хомяка, морскую свинку, черепаху, аквариум. Хорошо будет поставить какие-нибудь растения, чтобы ребенок мог самостоятельно за ними ухаживать. Если по определенным причинам вы не можете завести живое существо дома, просто повесьте там картинки с их изображением и фотографии, найдите очень похожие на реальных зверей игрушки. Есть множество специальных наборов: «зоопарк», «земноводные», «обитатели аквариума». Дети должны знать все о мире природы, к тому же они всегда очень любят животных и тянутся к ним.
* Привнесите в игровое пространство ребенка то, что связанно с его любимой профессией, узнайте, кем бы он хотел стать, какая сфера или работа ему интересна.
* У ребенка всегда должен быть уголок, где он может проявлять свои творческие способности. Для этого нужно организовать место, где бы он рисовал, лепил, вырезал, клеил – такая маленькая мастерская со всеми необходимыми инструментами и материалами. Вы можете даже наклеить туда кусок белых обоев или же приспособить большой белый лист, который получится регулярно менять, и разрешите ребенку рисовать на нем.
Учебная зона. Имейте в виду, что так называемый «учебный процесс» нужно начинать задолго до школы. Уже с трех лет вы можете самостоятельно учить ребенка буквам, чтению, счету или иностранному языку. В учебной зоне должна быть атмосфера, одновременно дающая возможность как сосредоточиться, так и проявить необходимый интерес к занятиям. Старайтесь не делать это место слишком скучным в цветовом и предметном оформлении, иначе у ребенка абсолютно не будет желания переходить туда из игровой или спортивной зоны. Для этого хорошо подойдут следующие цвета: желтый – стимулирует умственную деятельность, красные привлекает внимание и пробуждает интерес, в своем сочетании они усиливают жажду знаний и побуждают к исследованиям. Но не переусердствуйте с ними – используйте эти оттенки в качестве ярких акцентов, а то у ребенка может пропасть всякая усидчивость. Для того чтобы эта зона не выглядела как «строгая школа», сделайте ее маленьким «научным кабинетом» ребенка. Развесьте разные интересные карты, схемы, плакаты – то, что необходимо для запоминания, оформите с фантазией учебные доски, купите глобус, обычный микроскоп. В таком месте ребенок должен почувствовать себя настоящим маленьким ученым. Купите обязательно разные большие и красочные энциклопедии, чтобы ребенок самостоятельно и с интересом мог изучать различные явления жизни. В этой зоне обязательно должна быть хорошая подсветка, и лучше всего располагать учебное место рядом с окном, чтобы ребенок все-таки мог получать как можно больше естественного света и свежего воздуха.
Спортивная зона. Для ребенка очень важно заниматься физкультурой, и спортом, чтобы быть здоровым и снимать повседневную нагрузку от занятий учебой. Самый лучший вариант – это небольшой спортивный комплекс с достаточным количеством «тренажеров» для упражнений во всех сферах. Если площадь комнаты не позволяет организовать спортивный комплекс с большим разнообразием предметов, то можно ограничиться стандартным набором: шведская стенка с турником, качели, кольца и веревочная лестница. Все это вполне поместится на четырех квадратных метрах. Для оформления пола в спорт-зоне лучше всего подойдут покрытия, разработанные для спортивных целей, в которых специальные основа и верхний слой делают поверхность пола мягкой и абсолютно безопасной. Цвета для этого места нужны яркие, насыщенные (красный, оранжевый, ярко-розовый) – они стимулируют физическую активность, улучшают работу мускулатуры.
На первое время (примерно года три) такой «мини-зал» не нужен. Поэтому на этот срок сделайте небольшую площадку, где бы ребенок мог играть с мячиками (лучше легкими надувными или небольшими «арабскими»), осваивать маленький велосипед или другие спортивные предметы, которые покажутся ему интересными.
«Домик» или «норка». Все маленькие дети очень любят играть в собственный домик, норку, шалаш. Эта потребность прятаться и уединяться продиктована желанием ребенка самостоятельно организовать вокруг себя пространство согласно своим вкусам и интересам. Попробуйте сделать в детской небольшой импровизированный домик с маленькой мебелью, различными предметами обихода и дополнительным освещением внутри. Подобные места создают у детей ощущение безопасности и дают им возможность самим придумывать нужное обустройство и устанавливать там порядки.
Санузел. Если у вас в доме есть возможность сделать отдельный санузел для ребенка – это очень хороший вариант. Если ребенок еще маленький, постарайтесь привнести в его ванную комнату такие же «маленькие» предметы: стульчик, коврики, халатик, мыльца. И пусть будет побольше вещей-игрушек в виде животных, сказочных персонажей, героев мультфильмов: шампуни, гели для душа, мочалки, зубные щетки. Можно использовать нестандартные яркие цвета – ванная не будет казаться холодной, ребенку станет интересно даже пойти почистить зубы перед сном, с утра он с радостью пойдет умываться, побыстрее «проснется».
Если у вас в семье двое или несколько детей, то каждому из них нужно постараться сделать отдельное спальное место (лучше так, чтобы дети не видели друг друга, особенно если они разнополые) и учебное место (стол или половину большого стола, лампу, канцелярские принадлежности, а по возможности и компьютер). А вот игровую и спортивную зону можно оставить одну на двоих – пусть вместе придумывают игры, общаются, учатся помогать друг другу, развивают социальные навыки.
Как делить?
* С помощью перегородок. Перегородки бывают различных конфигураций. Сплошные (от пола до потолка) и непрозрачные: они устанавливаются почти как дополнительная стена. Перегородки такого вида подходят для разделения больших помещений, в которых находятся два и более окон. В комнатах поменьше удобнее использовать низкие перегородки высотой в половину комнаты. Бывают «прозрачные» перегородки – это различные стеллажи или полки с крупными секциями. Также можно воспользоваться передвижными ширмами – это позволит в любой момент изменить пространство детской комнаты, как вам захочется.
* С помощью «барьеров». Они конструируются из гипсокартона перпендикулярно от основной стены высотой примерно на одну треть комнаты. В небольших помещениях таким барьером может стать и что-нибудь из мебели: комод, книжная полка, шкаф или диван.
* Шторы и завесы. Основные преимущества такого разделения – их можно перемещать, они не громоздки и экономят пространство. С помощью штор хорошо отгораживать спальное место, так как это весьма личная зона, или игровое, где ребенок часто разбрасывает свои игрушки и не очень-то любит их убирать.
* С помощью различных отделочных материалов. В каждой зоне можно использовать разные напольные покрытия (паркет, ламинат, ковры), делать другую фактуру и окраску стен.
* Разделять комнату можно также при помощи различного уровня пола (подиумов и настилов), перепадов потолка или ниш и углублений в стенах.
Автор: Мария Пугачёва